Заголовок рассказывает, что будет дальше

Подзаголовок, как заголовок — рассказывает о том что будет в статье, чтобы читателю было легко и не нужно ничего разгадывать.
Краткое содержание. Тезисный план. Расскажу о... Узнаете... Поймете выгоду и пользу …Нет в заголовке — нет в статье.. Полезная статья, честный заголовок...


Введение
За три года в Т—Ж я отредактировал тысячу сто статей (неожиданно + авторитет). Многие из них попадали ко мне в руки сразу гениальными, но иногда приходилось придумывать интересное введение. Вот формула, по которой у меня получаются ровные и интересные введения. (польза, структура)


Посмотри на меня
Это просто пример без заголовка. Он смотрится более привлекательным, чем основной текст, но он менее привлекательный, чем текст справа. Скорее всего, вы прочитали этот текст раньше всего на этом экране, потому что над ним стоял подзаголовок. Чисто графически заголовок доминирует среди окружения и приковывает взгляд
Вот алгоритм:

  1. Сформулировать полезное действие в мире читателя. Почему читатель сам захочет это прочитать?

  2. Найти хороший источник примеров по вашей теме, чтобы брать оттуда материал.

  3. Сформулировать заголовок и тезисный план. Заголовок должен зажигать читателя, вызывать интерес. Тезисный план — оправдывать ожидания.

  4. Подыскать информативные иллюстрации ко всей статье или к каждому тезису по отдельности

  5. Каждый тезис раскрыть по формуле «Тезис + пример + антипример».

  6. По желанию добавить введение в тему и заключение (это необязательно, если тема читателю знакома)

  7. Почистить, причесать, сократить

Теперь по шагам. Для примера возьмём тему преподавания английского языка. А мы, допустим, школа английского.


1. Полезное действие в мире читателя


Кому мы пишем? Если мы преподаём английский, нашим читателем будет либо ученик, либо преподаватель. Допустим, с помощью статьи мы хотим обратиться к преподавателям, чтобы они захотели со временем работать в нашей школе.


Что интересно преподавателю? Вот несколько идей:

Эффективность занятий — чтобы ученик чувствовал пользу от занятий

Удержание клиентов — чтобы они записывались на новые уроки, не отменяли старые

Где брать материалы для занятий, чтобы они были интересными и выглядели профессионально

Как работать с трудными, непослушными детьми

Как ускорить проверку работ


Писать нужно не о том, что вы хотите сказать, а о том, что интересно читателю. Поэтому вы выписываете длинный перечень интересных читателю тем и из него выбираете что‑то, о чём можете хорошо рассказать.

Подробнее о полезном действии в мире читателя — в большой презентации.


2. Источники примеров


Чтобы писать интересно, нужны примеры. Сочинять примеры трудно. Лучше их брать из жизни. Но жизнь большая, поэтому нужно знать короткую дорожку до нужных вам примеров.


Например, я понятия не имею, где брать материалы для занятий английским языком. Я мог бы пойти по интернету в поисках таких сайтов, но это требует усилий и я могу подобрать что‑то не слишком полезное. Лучше не буду брать эту тему вообще, раз у меня нет примеров.


Зато у меня есть примеры на тему об удержании клиентов. Будем писать на эту тему.


Подробнее о ресурсах — в видеоролике «Ресурсный подход».


3. Заголовок и тезисный план


Хороший заголовок соответствует одному или нескольким критериям:


  1. Обещает решение насущной проблемы читателя.


  2. Показывает, что чтение этого текста сделает читателя молодцом, более уважаемым, умным, успешным, счастливым.


  3. Обещает сильные эмоции, интригу, вызывает возмущение или радость сам по себе.


В случае с темой «Удержание клиентов» можно сконструировать несколько вариантов заголовка:


Ученики отменяют занятия? Вот как этого не допустить


Как опытные репетиторы удерживают учеников и занимаются с ними долго


«Он обучил всех наших детей, их друзей и их родителей». Как опытные репетиторы растят клиентскую базу


Подробнее о формулировании заголовков — в курсе молодого бойца.


Когда выбрали заголовок, для порядка выпишите основные вехи этой статьи. Например:


Ученики отменяют занятия? Вот как этого не допустить


Почему отменяют занятия


Что делать: учебная программа


Что делать: карточка прогресса


Что делать: санкции


Пунктов может быть больше или меньше. Тут важен принцип: вы садитесь за текст, заранее понимая, о чём вы будете рассказывать. Не ждите, что мысль придёт во время написания.


Если статья для соцсетей (и поэтому должна быть покороче), имеет смысл каждый пункт вытащить в отдельную публикацию.


4. Иллюстрации


Прежде чем писать, посмотрите, есть ли у вас что‑то визуальное, чем можно подкрепить статью. Но не просто картинки «в тему», а именно иллюстрации — визуальные и текстовые элементы, которые дополняют вашу мысль. Хорошо бы такие иллюстрации подобрать к каждому разделу статьи:


Ученики отменяют занятия? Вот как этого не допустить


Почему отменяют занятия — схема, в которой виден спад интереса из‑за того, что ученик не видит результатов


Что делать: учебная программа — скриншоты учебных программ


Что делать: карточка прогресса — скриншот карточки прогресса


Что делать: санкции — таблица с возможными вариантами санкций за отмену занятий


Об иллюстрациях уже много рассказано, вот основные вехи: пляшите от визуалки, видеоразбор, фрагмент курса.


5. Раскрытие тезисов


Теперь пишем. Очень просто:


  • Формулируем тезис


  • Приводим к нему пример


  • И тут же с обратной стороны: а что будет, если сделать наоборот?


Такая схема помогает подсветить тезис с разных сторон и сделать его понятным. На примере одного из разделов:


Что делать: учебная программа


Тезис. Когда у ученика есть учебная программа, у него появляется ощущение прогресса, а бросить занятия на середине уже сложнее. Это актуально, даже если вы занимаетесь с учеником индивидуально. Поэтому составляйте программу и показывайте её ученику и родителям; а по мере прохождения программы отмечайте прогресс.


Пример. Допустим, вы решили в ближайшие 3 месяца освоить настоящее и прошедшее время, а также научиться заказывать еду в ресторане и рассказывать о себе. Составьте программу, в которой будет видна последовательность этих тем. Желательно добавить несколько контрольных точек — вроде контрольных, тестов или зачётов. Это может выглядеть как‑то так: (иллюстрация)


Антипример. Часто репетиторы хвастаются, что занимаются по индивидуальной программе и подстраивают каждый урок под потребности ученика. Но тогда у самого ученика нет ощущения, что он куда‑то двигается и получает какой‑то результат. Когда ты не знаешь, куда идёшь, ты не можешь оценить, как далеко ты прошёл. Мотивация падает.


Повторяете это упражнение для всех тезисов статьи.


Об объяснении с разных сторон — в статье в блоге.


6. Введение и заключение


Если тема для читателя новая, есть смысл в начале немного ввести его: о чём речь, в чём проблема, почему она важна. Если читатель всё и так знает, можно не переживать. Читайте об этом: с чего начать статью.


Если статья получилась объёмной, в конце можно проговорить основные мысли в столбик.


7. Редактура


Пропустите текст через сервис «Главред», удалите стоп‑слова, . И всё, не мусольте, выпускайте.


Я бы выделил три главные ошибки авторов, которым трудно писать:


Ошибка: пишут текст о себе и для себя, а не для читателя. Читатель эгоистичен и хочет, чтобы тексты ему помогали. Если этого нет, он имеет полное право ваш текст игнорировать.


Ошибка: садятся писать, а думают в процессе. Например, садишься за лист и думаешь, что сейчас откроется чакра и мысль попрёт. У кого‑то, наверное, что‑то получается в таком режиме, но чаще нет. Сначала придумайте статью, потом её изложите.


Ошибка: выводы, а не примеры. Люди мыслят образами, а не абстракциями. Чтобы текст был понятным, он должен быть под завязку забит примерами и антипримерами, а не умными мыслями. Этому посвящена примерно четверть книги «Ясно, понятно».


Отдельной строкой — текст, а не иллюстрации. Иногда картинка лучше тысячи слов.



Планирование посадки на участке в Москве.
Картинка по теме.
Незабыть подписать SEO

Подзаголовок1

5 плюсов
Структура абзаца:
Введение. Объяснение. Вывод.


Список
  • аа
  • аа

Сколько стоит купить землю под автомойку?
Цена на покупку участка в Москве с нужным назначением и возможностями подведения коммуникаций


Статья
Заголовок
Типичное неэффективное решение
Ваше эффективное решение
Гарантии
Бонусы
Как получить
Сколько стоит

Статья2
а)Цель (услышали, запомнили, сделали, изменили)
б)призыв
в)обращение к ценностям
Вступление (выстрел, правила, Ожидания, Тема, контекст, Личная история
Проблема
Решение
Заключение

Статья 3
1. Задача. Какую проблему клиента нужно решить? Какое будет полезное действие?
2. Решение. С помощью чего?
3. Работоспособность. Почему и как это будет решать проблему? Почему это кому-нибудь нужно? Почему это не бросят?
4. Результат. В каком виде клиент ожидает результат?
5. Срок. Когда нужен результат и почему?
6. Ограничения. Какие ограничения могут повлиять на работу?
7. Референсы. Делал ли кто-то что-нибудь подобное? Как мы можем это применить?



Вот алгоритм:


  1. Сформулировать полезное действие в мире читателя. Почему читатель сам захочет это прочитать?


  2. Найти хороший источник примеров по вашей теме, чтобы брать оттуда материал.


  3. Сформулировать заголовок и тезисный план. Заголовок должен зажигать читателя, вызывать интерес. Тезисный план — оправдывать ожидания.


  4. Подыскать информативные иллюстрации ко всей статье или к каждому тезису по отдельности


  5. Каждый тезис раскрыть по формуле «Тезис + пример + антипример».


  6. По желанию добавить введение в тему и заключение (это необязательно, если тема читателю знакома)


  7. Почистить, причесать, сократить


Теперь по шагам. Для примера возьмём тему преподавания английского языка. А мы, допустим, школа английского.




Пример статьи ДОДО

Введение: дайджест всей страницы, краткая история, суть предложения

Как продукт.в чем сида, какова можешь. почему клиентам нравиться услуга, Сюда войдет рассказ о рецептах,кнтроле качества, атмосфере, дизайне и маркетинге

Технологии: рассказ о программах, которые управляют объектом, стандартах для сотружников, системе контроля бизнеса.

Условия: сколько кому платить, какие инвестиции, что даем за эти деньги. Рассказать об обязательном обучении партнеров.

Экономика(в процессе, пришлось отпочковаться в отдельную главу): кто сколько зарабатывает, сколько будете зарабатывать вы, что говорят уэе зарабатывающие

Призыв к действию: с чего начать. Главная кнопка.

Удержание: ссылки на статьи по теме, чтобы продолжить знакомство.


ПРИМЕР САЛОН РУБИН

Допустим, у вас ногтевой салон «Сила рубина». Вы вложили много времени и сил в то, чтобы клиенты ходили к вам, знали вас и реко- мендовали вас. Тут что-то случилось, и вам приходится переехать из одного помещения в другое. А на вашем старом месте открыва- ется другой салон, который новый владелец тоже называет «Сила рубина». Так как клиенты не видят разницы, они идут на старое ме- сто, но уже не к вам.

Если товарный знак «Сила рубина» зарегистрирован, то другие са- лоны не имеют права использовать такое же название. С нарушите- лей можно взыскать компенсацию через суд.

Это не произойдет автоматически: вам потребуется обращаться
к юристам, чтобы грамотно составить претензию и при необходи- мости обратиться в суд. Но без регистрации товарного знака даже лучшие юристы вам не помогут.

Во введении нужно сделать три вещи, четвертая — по желанию:

  1. Привлечь внимание — начать с драмы, конфликта, чего-то неожиданного и необычного. Почему это интересно?
  2. Установить авторитет или доверие. Почему автору можно доверять?
  3. Обозначить пользу от статьи. Зачем ее читать?
  4. Обозначить структуру статьи в общих чертах, чтобы читатель потом не удивился, почему тут внезапно всплыла какая-то неожиданная тема


Текст не обещает читателю ни развлечения, ни практической пользы. Он не отражает мысли и боль читателя. Текст посвящен автору, его душевным терзаниям или его великолепным продуктам.

Людям действительно неинтересно читать про ваши продукты, они хотят читать про себя и удовлетворение своих потребностей.

Полезному действию посвящен второй раздел — «Интерес». Например:
  • сделать тему более «народной», перевести на простой язык;
  • акцентировать пользу статьи, чтобы читателю стало очевидно, за- чем это читать;
  • добавить героев, склеить факты сюжетной линией и сделать так, чтобы читатель сопереживал;
  • сделать текст визуально более привлекательным.

Контекст — это всё, что происходит помимо того, что сказано в тексте. В нашем случае:

  • Кто пишет — друг или непонятно кто?
  • Какие у нас с ним отношения — есть ли доверие?
  • Где пишет — на месте для рекламы или в ленте друзей? Каковы ожидания от этого формата и человека?
  • В каком состоянии читатель — не бесится ли? Не завидует?




Формирование ожиданий во введении.
Вот пример хорошего, крепкого введения в статью:

Я брал ипотеку трижды. Два раза как наёмный работник и один раз в качестве ИП. В первый раз я покупал комнату в общежитии, потом квартиру, а в третий раз — дом. Всё это произошло за десять лет. Теперь я знаю, как собирать документы, выбирать самые выгодные условия и договариваться с банком, если нарушил срок оплаты. В этой статье я расскажу о своём опыте.

В этом введении автор сформировал ожидания читателя и теперь его задача по порядку рассказать об опыте с ипотекой. Статья получится спокойной и предсказуемой, никаких нарушенных ожиданий. Если все статьи автора или издания начинаются так, на пятой постоянному читателю станет скучно.

Если мы хотим захватывать интерес читателя, нужно ломать ожидания: менять компоновку, добавлять интригу, экспериментировать с введением. Это и есть драма в структуре статьи.
«Сначала мы должны привлечь их внимание силой апелляции (что в этом для них).

Как только мы привлекли их внимание, нам нужно повлиять на их отношение к нашей теме.

Как только мы повлияли на их отношение, мы должны вдохновить их на действия ».

Подзаголовок1

5 плюсов
Планирование посадки на участке в Москве.
Мойка начинается с поиска участка
Планирование посадки на участке в Москве.
Картинка по теме.
Незабыть подписать SEO
Планирование посадки на участке в Москве.
Мойка начинается с поиска участка